Научит ли новый закон рационально расходовать энергию?

Сенат Парламента Казахстана на прошлой неделе принял проект закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Законопроект разработан в соответствии с указом президента РК «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», указывается в заключении комитета сената по экономическому развитию и предпринимательству. Законопроектом предусматривается создание правовой базы по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, осуществлению финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней. На данный момент законопроект считается принятым парламентом в целом и направлен на подпись главе государства. В связи с этим деловой еженедельник «Капитал.kz» решил побеседовать с Еркыном Амирхановым, президентом АО «ЦАЭК», о том, какие изменения и нововведения принесет принятие этого закона.

- Что изменится в сфере энергетики в связи с принятием нового закона?

- На мой взгляд, принятие нового закона позволит решить комплекс проблем: энергетических, экологических и экономических. В нем представлены механизмы государственного регулирования по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Как следствие – стимулирующие и административные меры приведут к снижению энергоемкости ВВП. В настоящее время энергоемкость казахстанской продукции в 7-10 раз выше, чем энергоемкость продукции стран «большой восьмерки». В 5-6 раз выше, чем в Турции и Южной Корее, в 2,5-3 раза выше, чем в Канаде и Китае.

Создание правовой базы по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности образует новые административные рычаги, стимулирующие модернизацию технологического парка казахстанских производителей. Проект закона также нацелен решить ряд задач по теплосбережению. Анализ использования тепловой энергии непосредственно потребителями выявил, что 20-30% тепла теряются через кровлю, стены и окна многоквартирных жилых домов и социальных объектов. В Казахстане, по данным Международной энергетической ассоциации, расход тепловой энергии в зданиях составляет около 240 кВт на кв. м в год. К примеру, в Швеции этот показатель равен 82 кВт, в Германии – 120, во Франции – 126, в Англии – 130. Борьба со сверхнормативными потерями может принести значительный эффект. Потенциал энергосбережения в секторе теплоснабжения и теплопотребления, по самым консервативным оценкам экспертов, составляет примерно 20% и оценивается приблизительно в 4,6 млн тонн условного топлива или 6,5 млн тонн двуокиси углерода в год.

Немаловажным фактором, который затрагивает законопроект, является внедрение поведенческого энергосбережения, что подразумевает экономию потребления в повседневной жизни. В результате его реализации можно достичь обеспечения потребностей при меньшем потреблении энергетических ресурсов. По оценкам различных экспертов, поведенческое энергосбережение может составлять от 2 до 10% от всего потенциала энергосбережения.

- Какие основные изменения были внесены в новый закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»?

- Законопроектом предусматривается создание институциональной инфраструктуры для обеспечения перехода экономики РК на энергоэффективное развитие.

Будет сформирована правовая база по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, осуществлению финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней. Кроме того, регламентируются нормы по установлению компетенции госорганов на проведение модернизации производства, хранения, транспортировки и потребления энергоносителей, проведение контроля и надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов, установлению мер ответственности за несоблюдение норм закона в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Также предполагается создание государственного энергетического реестра (ГЭР). Субъекты ГЭР обязаны ежегодно снижать объем потребленных энергетических ресурсов и воды до величин, определенных по итогам энергоаудита.

Производство и снабжение тепловой энергией с использованием тепла грунта, грунтовых вод, рек, водоемов, системы оборотного водоснабжения градирни электростанций, сбросной воды промышленных предприятий, канализационно-очистных сооружений не будут подпадать под действие законодательства о естественных монополиях. Данное новшество активизирует деятельность предпринимателей по использованию возобновляемых источников энергии для выработки и продажи тепловой энергии.

В соответствии с проектом закона вводится поэтапный запрет на продажу и производство электрических ламп накаливания. На электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше вводится запрет с 1 июля 2012 года, мощностью 75 Вт и выше – с 1 января 2013 года, мощностью 25 Вт и выше – с 1 января 2014 года.

С 1 июля 2012 года предполагается введение дифференцированной платы за потребленную тепловую энергию в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета тепловой энергии. А с 2013 года будет запрещена поставка тепловой и электрической энергии, газа в новые возводимые объекты, не оснащенные приборами учета энергетических ресурсов. В 2014 году планируется запретить использование однофазного счетчика электрической энергии с низким классом точности (2,5), в целях коммерческого учета. В 2014 году предполагается внедрение международного стандарта по энергоменеджменту ISO 50001. Проектом закона с 2015 года вводится запрет на сжигание попутного и природного газа на факелах.

Для реализации положений основного законопроекта сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК.

- Что повлечет за собой создание государственного энергетического реестра?

- Включенные в реестр субъекты, потребляющие более 1,5 тыс. тонн условного топлива в год, должны обязательно проходить энергоаудит. По итогам результатов энергоаудита между крупными предприятиями, входящими в реестр, уполномоченным органом в сфере энергосбережения и акиматами будут заключаться соглашения в области энергосбережения. В данных соглашениях оговаривается, на сколько и когда будет снижена энергоемкость предприятия, будут составляться планы мероприятий по энергосбережению, которые обеспечат ежегодное снижение потребления энергетических ресурсов.

На субъекты малого и среднего бизнеса данная мера не окажет значительного влияния. Самой энергоемкой отраслью является промышленность, на ее долю приходится более 70% потребления электроэнергии. Соответственно государство будет ориентировать крупные производства снижать потребление энергоресурсов, внедряя более эффективные, экономичные технологии. По экспертным данным, средства, вложенные в энергосберегающие технологии, окупаются в срок от нескольких месяцев до 5-7 лет, что в 2-3 раза быстрее, чем при строительстве новых генерирующих мощностей. Так, политика по энергосбережению предоставляет дополнительный энергетический люфт для экономического развития.

Аналогичный закон был принят в РФ в ноябре 2009 года. По замыслу российских законодателей, к 2020 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 40%.

Источник: газета «Капитал»