Тарифное регулирование является наиболее эффективным инструментом для развития электроэнергетической отрасли. Постановление правительства РК «Об утверждении предельных тарифов» представило инвестиционные ресурсы для реализации проектов реконструкции оборудования электроэнергетических предприятий. Дополнительные резервы энергоресурсов заложены в энергосбережении. В этом году вступил в силу закон «Об энергосбережении». О влиянии изменений нормативно-правовой базы на электроэнергетическую отрасль рассказал в интервью журналу «Эксперт Казахстан» президент АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» Еркын Амирханов.
— Еркын Адамиянович, в 2009 году правительством РК было подписано постановление «Об утверждении предельных тарифов». Как отразилось принятие данного постановления на деятельности АО «ЦАЭК?
— Благодаря возможности включения инвестиционной составляющей в тариф на электроэнергию у нас появилась возможность реализации ряда крупномасштабных проектов. Предприятия компании осуществляют полный цикл энергоснабжения — генерацию, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии. Генерирующие предприятия АО «ЦАЭК» — станции комбинированной выработки электрической и тепловой энергии: Павлодарские ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Экибастузская ТЭЦ, Петропавловская ТЭЦ-2. На предприятиях компании реализуются мероприятия по трем направлениям: первое направление — это увеличение установленной мощности генерирующих предприятий (установка новых и модернизация существующих турбоагрегатов). Второе важное направление — это сокращение потерь при передаче электрической и тепловой энергии. И, наконец, третье направление инвестиционной программы нашей компании — это улучшение экологических параметров деятельности предприятий, входящих в группу компаний АО «ЦАЭК».
На каждом этапе производственной цепочки мы оптимизируем деятельность предприятий, входящих в компанию. По итогам реализации инвестиционной программы к 2015 году износ оборудования на предприятиях компании сократится на 35–40%, выпуск электрической и тепловой энергии в физических объемах вырастет более чем на 25% по сравнению с 2009 годом. Установленная электрическая мощность вырастет на 316 МВт до 1246 МВт, а выработка — на 2 455 млн кВт/ч в год до 7 854 млн кВт/ч. По тепловой энергии предполагается, что установленная мощность увеличится на 370 Гкал до 3 141 Гкал, а выработка тепла вырастет на 1 559 тыс. Гкал в год до 7 562 тыс. Гкал. К концу 2015 года 68% мощностей на наших станциях будут новыми.
На своих передающих предприятиях мы практически исключили сверхнормативные потери при транспортировке электроэнергии: в Петропавловске они ликвидированы полностью, в Павлодаре составляют 1,5%.
Поскольку все энергогенерирующие предприятия АО «ЦАЭК» — это тепловые станции, которые вырабатывают электрическую энергию за счет сжигания твердого топлива, то одной из основных задач компании является сбалансированное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Так, компания уже к 2013 году завершит установку эмульгаторов второго поколения, которые уменьшат выбросы золы в атмосферу в 5 раз по сравнению с 2009 годом. Полным ходом идут строительные работы по вводу новых золоотвалов в Петропавловске, Павлодаре и Экибастузе, которые позволят обеспечить непрерывность производственного цикла. Также необходимо отметить, что благодаря реконструкции турбинного и котельного оборудования сокращается расход топлива при выработке электрической и тепловой энергии.
— Является ли инвестиционная составляющая, заложенная в тарифы, единственным источником финансирования инвестиционной программы АО «ЦАЭК»?
— Инвестиционная составляющая предельных тарифов является не единственным источником финансирования проектов модернизации оборудования компании. На реализацию инвестиционной программы мы также направляем заемные деньги, иностранные инвестиции и собственные средства. Хочу отметить, что действие постановления правительства закончится уже в 2015 году. Инвестиционная программа АО «ЦАЭК» на модернизацию технологического оснащения предприятий компании рассчитана на период до 2018 года с общим объемом инвестиций в сумме более 1 млрд долларов США.
— Считаете ли вы повышение тарифов на электроэнергию оправданным?
— На промышленность приходится 75% от общего потребления электроэнергии в Казахстане. При этом энергоемкость казахстанской продукции в 7–10 раз выше, чем аналогичный показатель стран «большой восьмерки». Для того чтобы мотивировать потребителей к энергосбережению, повышение тарифов является оправданным.
Хочу отметить, повышение тарифа на электроэнергию за период действия постановления не было значительным. С 2009 года средний тариф на электроэнергию для конечных потребителей по Казахстану повышался на 10–12 % в год. По нашим станциям тарифы в 2009 году составили: по Павлодарским ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 — 4,30 тенге/кВт.ч, а в 2011 году — 5,40 тенге/кВт.ч, то есть тарифы выросли на 20,4%, а в год примерно на 7%. Таким образом, рост предельных тарифов на вышеуказанных станциях не превышает показателя ежегодной инфляции. Аналогичная ситуация на Петропавловской ТЭЦ-2: ежегодный рост предельных тарифов составил примерно 10% (3,6 тенге/кВт.ч в 2009 году и 4,8 тенге/кВт.ч в 2011 году).
При этом вступили в силу правила дифференцированных тарифов по зонам суток и объемам потребления. Данные нормы позволяют защитить социально уязвимые слои населения. Потребители, ориентированные на энергосбережение, благодаря новым правилам смогут сократить расходы за потребленную электроэнергию.
— Получается, в Казахстане существует дополнительный внутренний ресурс энергообеспечения, который сосредоточен в энергосбережении. В этом году вступил уже в силу закон об энергосбережении. Является ли необходимым при этом повышение генерации электрической энергии?
— Конечно же, благодаря рациональному использованию энергоресурсов мы можем значительно сократить объемы потребления. Однако для этого требуется технологическое перевооружение промышленных предприятий. На это требуются большие инвестиции и время. При этом дефицит электричества мы испытываем уже в настоящее время. Производство электроэнергии за 2011 год по стране составило 86 203 млн кВт/часов, а потребление 88 136 млн кВт/часов. Дефицит энергоресурсов восполняется за счет импорта. При этом правительством Казахстана в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в период с 2010 по 2014 годы предполагается запуск 469 заводов. Соответственно к 2015 году потребление электроэнергии вырастет до 100 млрд кВт/часов.
Наряду с дефицитом энергоресурсов в Казахстане все еще актуальна проблема высокого износа оборудования. Данный показатель по генерирующим станциям составляет 70%, в электрических сетях 65%, по тепловым сетям — 80%. Для сравнения износ основных производственных фондов в электроэнергетике России и Беларуси составляет порядка 50%.
В правительстве разработан и парламентом РК принят закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка». Данный нормативный акт призван обеспечить повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетического сектора.
— Как повлияет данный закон на уровень цен на электроэнергию?
— Прогнозировать возможные изменения уровня цен на электроэнергию с введением рынка мощности достаточно сложно. На наш взгляд, разработанный и принятый закон, который вводит понятие рынка мощности, требует дальнейшей доработки. Некоторые положения данного закона необходимо дополнить с учетом лучшего зарубежного опыта. В целом выбранный правительством курс представляется верным и выверенным. До 2015 года действует постановление правительства РК «Об утверждении предельных тарифов», а с 2016 года предположительно заработает рынок мощности.
Электроэнергетика является базовой отраслью промышленности, и без ее опережающего развития никакие программы ускоренной индустриализации не сработают в полной мере.
А это значит, что инвестиционный потенциал отрасли требует очень внимательного отношения со стороны парламента и правительства РК.
Источник: журнал «Эксперт Казахстан»