Теплоэнергетическая система Казахстана подошла к критической точке. Если не разработать закон, устанавливающий правила функционирования системы централизованного теплоснабжения с учетом инвестиций на модернизацию оборудования, предприятия, управляющие тепловыми сетями, столкнутся с системным кризисом. Об этом в интервью рассказал президент АО «Центрально-Азиатская Электро­энергетическая Корпорация» Еркын АМИРХАНОВ.

- АО «ЦАЭК» привлекло иностранный капитал для участия в инвестиционной программе модернизации тепловых сетей в городах Павлодар, Экибастуз и Петропавловск. Как вам это удалось? Ведь общеизвестно, что коммунальные предприятия не являются рентабельными...

- Вы правы, этот сектор нельзя назвать инвестиционно-при­влекательным, отсюда и основные проблемы отрасли. Тепловые сети являются наиболее уязвимым элементом системы централизованного теплоснабжения.

Наш опыт привлечения иностранного капитала в модернизацию теплосетей является скорее исключением, чем правилом. За рубежом капитал намного дешевле, но при этом требования к устойчивости бизнеса гораздо выше. Мы получили финансирование в тенге от ЕБРР на сумму 4,5 млрд тенге на 13 лет по ставке KazPrimе + 4%, в долларах США от Фонда чистых технологий (Clean Technology Fund, CTF) на сумму 10 млн на 19 лет под 0,75%(!) годовых. Объем собственных средств, инвестированных холдингом, составил 1,5 млрд тенге. Привлечению иностранного капитала на модернизацию теплосетей способствовало также и то, что в составе акционеров АО «ЦАЭК» участвуют международные институты развития: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Исламский инфраструктурный фонд, являющийся совместным предприятием Азиатского банка развития и Исламского банка развития.

Как правило, организации, управляющие тепловыми сетями, не имеют возможности привлечь такие длинные и недорогие инвестиции, а получить кредиты на внутреннем рынке экономически нецелесообразно, учитывая уровень ставок и требования по залоговому обеспечению отечественных финансовых институтов.

- На какие цели будут направлены привлеченные инвестиции?

- Инвестиционная программа компании в рамках займа ЕБРР осуществляется по трем крупным направлениям. Первое направление - повышение надежности теплоснабжения в городах Павлодар, Петропавловск и Экибастуз (реконструкция и модернизация теплосетей). Второе – сокращение нормативных и сверхнормативных потерь (путем применения ППУ труб). Третье – создание измерительной и информационной базы (внедрение автоматизированной системы контроля учета тепловой энергии – АСКУТЭ, создание автоматизированной системы диспетчерского управления работой оборудования).

Работы по всем вышеуказанным направлениям ведутся комплексно. Так, мероприятия по повышению надежности теплоснабжения включают в себя замену трубопроводов существующих тепломагистралей на предизолированные трубы большого диаметра (от 630 до 1020 миллиметров), которые к тому же имеют пенополиуретановую оболочку (ППУ трубы). Увеличение диаметра труб позволяет обеспечивать стабильное теплоснабжение во всех частях города, учитывая, что существующие трубопроводы, отработавшие 30-40 лет, уже не справляются с возрастающими потребностями регионов в тепловой энергии.

Пенополиуретановая оболочка на новых трубах большего диаметра сокращает потери тепловой энергии и значительно увеличивает срок службы трубопроводов (до 50 лет).
Это конструкция типа «сэндвич», состоящая из стальной трубы, слоя пеноизоляции из пенополиуритана и внешней оболочки из полиэтилена высокой прочности. Данная технология успешно применяется во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. Ее плюсы – это высокие теплоизоляционные показатели, которые обеспечивают снижение тепловых потерь при транспортировке тепловой энергии.

Мы реконструируем наиболее аварийные участки магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с применением предизолированных труб. Кроме того, снижение сверхнормативных потерь включает в себя мероприятия по установке потребителями приборов учета тепла. Так, в настоящее время потребление тепловой энергии не соответствует фактическому, то есть потребитель потребляет больше, чем оплачивает. А разница составляют коммерческие потери компании. Установка же приборов учета тепла позволит потребителю оплачивать только фактически потребленную тепловую энергию, а компании – снизить потери.

В данном направлении мы также осуществляем целый ряд мероприятий. Так, для обнаружения источников потерь тепловой энергии мы используем приборы тепловизионного обследования. К новинкам также можно отнести и ультразвуковую технику, которая используется для дефектоскопии магистральных трубопроводов.

В рамках третьего направления осуществляются работы по созданию измерительной и информационной базы. В первую очередь – это внедрение АСКУТЭ. Благодаря реализации мероприятий по данному направлению мы получим полностью автоматизированный процесс снятия показания с приборов учета потребителей, отслеживание в режиме реального времени параметров потребления теплоносителя, полностью исключим хищение тепловой энергии. Автоматизированная система диспетчерского управления распределением тепловой энергии позволяет контролировать процесс теплоснабжения городов: регулировка подачи горячей воды, регулировка температуры воды в сетях согласно заданным параметрам по линейке температур наружного воздуха и т.д. Все происходящие изменения в работе оборудования будут отображаться на центральном пульте диспетчерской службы в режиме реального времени. Диспетчер сможет наблюдать за всей мнемо­схемой теплоснабжения города, где будут видны все ЦТП, насосные станции. Соответственно, специалисты смогут более оперативно принимать решения по внештатным и аварийным ситуациям. Также на новых тепломагистралях предусмотрена система дистанционного контроля, которая представляет собой систему сигнализаций, способную обнаружить точное местоположение утечек на трубопроводе и оповестить об этом диспетчеров.

Реализация проектов начата с июня 2011 года, что позволило снизить количество технологических нарушений на магистральных сетях (отказов первой и второй степени) на 16,5% по сравнению с 2010 годом.

Также по третьему направлению программы в рамках займа ЕБРР мы создаем электронную базу работы всех тепловых сетей, ЦТП, насосных станций, где будет производиться регистрация и учет всей работы оборудования и сетей. И програм­мный комплекс автоматически будет выдавать диспетчеру, какой плановый/аварийный ремонт необходимо сделать на том или ином участке. Благодаря внедрению данной электронной базы мы сможем вести сводный анализ повреждаемости сетей, всех видов ремонтов, неполадок, объем выполненных ремонтных работ на участках.

- Как сократятся потери тепловой энергии с реализацией данных мероприятий?

- Необходимо понимать, что мероприятия, выполняемые в рамках займа ЕБРР и CTF, не являются полным решением проблемы теплоснабжения, а способствуют лишь выживанию системы теплоснабжения в городах, где работает наша компания.

В год ЦАЭК доставляет потребителям 11,5 млн гигакалорий, из них порядка 33% составляют потери. Нормативные потери составляют при этом 20%, оставшиеся 13% – это сверхнормативные потери тепла. Ежегодно мы сокращаем сверхнормативные потери на 1,5-2 процента.

«Советский ресурс» службы тепловых сетей и теплоэнергетического оборудования полностью исчерпан, ремонт изношенного на 70-80% оборудования неэффективен и затратен. Необходима полномасштабная программа по модернизации и реконструкции теплоэнергетической системы за счет инвестиционной составляющей тарифа. Чтобы тенденция по снижению потерь была устойчивой и в будущем, только в нашей компании требуется увеличение финансирования инвестиционной программы и ремонта до уровня примерно 4 млрд тенге в год. Только при комплексном решении всех проблем удастся снизить потери тепловой энергии до уровня европейских показателей, повысить надежность и эффективность тепло­энергетической системы.

- Являются ли высокие показатели теплопотерь характерными для всей теплоэнергетической системы Казахстана?

- В Казахстане жилищный сектор потребляет около 60-65% отпущенной тепловой энергии. При этом непроизводительные тепловые потери в жилых зданиях достигают 30%. Фактические усредненные потери в сетях городов более чем в два раза выше нормативных. Удельные теплопотери в Казахстане, по разным оценкам, в 3–5 раз выше, чем в странах Северной Европы.

Практически вся система централизованного теплоснабжения Казахстана унаследована от советского времени: она создавалась в период массового жилищного строительства 1960-80-х годов. После 1991 года объем строительства резко сократился, и частные строительные компании перестали прокладывать новые теплосети. Все новые объекты строительства, построенные после 1991 г., присоединены к старым теплосетям. К 2012 г. около 70% теплотрасс отработали 30–40 и более лет. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении по республике составляет 11,8 тыс. км. В незамедлительной замене труб нуждаются 4,4 тыс. км, это порядка 37,3% от общей протяженности.

Сегодня тариф на тепловую энергию не учитывает потребность в капитальных затратах. У всего оборудования есть предельный срок эксплуатации. Для тепловых сетей такой срок 25 лет. По истечении этого времени сети должны быть заменены на новые. Естественно, что в себестоимость продукции должна закладываться амортизация. Однако в случае с тепловыми сетями сумма на амортизацию заложена в размере 2–3% от фактических потребностей.

Сдерживание роста тарифа приводит к потере надежности системы теплоснабжения. Увеличивается количество технологических нарушений, страдают потребители из-за перерывов в теплоснабжении. Необходимость в увеличении ремонтов и реконструкции также подтверждается независимыми техническими экспертами, в том числе иностранными.

Руководство предприятий теплоснабжения, стремясь не допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить теплоснабжение путем перекладок труб, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы. Переложенные сети имели очень низкий ресурс и через 5–7 лет требовали новой перекладки. В итоге количество аварийных сетей к 2000 году начало расти в геометрической прогрессии, а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 6 лет в 10 раз. Находясь под таким грузом, общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Коэффициент потока отказов на протяжении последних лет держится на уровне 0,63 (ед/км/год), при том, что критический порог равен 0,65 (ед/км/год), а при уровне данного показателя, равном 1 (ед/км/год), наступает коллапс системы теплоснабжения, после которого восстановить систему теплоснабжения не представится возможным.

- Какой на сегодняшний день порядок формирования тарифов на тепловую энергию?

- Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) утверждает те или иные статьи расходов. Исходя из этого вычисляется процент повышения. Но сейчас тарифы на тепло искусственно занижены, так как АРЕМ всегда в первую очередь руководствуется параметрами инфляции. Но если посмотреть на динамику инфляции и цен на тепло в последние 10 лет, то мы увидим, что стоимость тепла выросла значительно меньше, чем инфляция за этот период.

Сегодня АРЕМ регламентирует различные нормативные параметры, такие, как нормы расхода топлива, различных материалов, и даже нормы количества работников на ТЭЦ и в тепловых сетях, и в итоге определяет конечный размер тарифа, но при этом не несет ответственности за адекватность данных параметров.

Действующие нормы потребления на сегодняшний день занижены и не отражают реального объема потребления тепла. Свидетельством тому является то, что потребители не стремятся устанавливать теплосчетчики, так как это приводит к увеличению начисления платы за тепло. В частности, недополученная плата за поставленное тепло формирует убытки на предприятиях, управляющих тепловыми сетями.

- Тепло – все-таки социальный продукт. Является ли, на ваш взгляд, повышение тарифов на тепло единственным решением проблем отрасли?

- Для повышения эффективности системы теплоснабжения, конечно же, необходимо включение инвестиционной составляющей в тарифы на транспортировку тепла. Иначе мы будем продолжать терять тепло как при передаче, так и непосредственно у потребителей. По оценкам экспертов, наибольший потенциал теплосбережения – от 25 до 50% - имеет именно жилой фонд.

Если включить инвестиционную составляющую в тарифы, то это, во-первых, позволит сократить потери тепла при передаче благодаря мероприятиям по модернизации оборудования. Во-вторых, потребители будут мотивированы сберегать тепло, в частности посредством утепления помещений. Кстати, государство уже движется в направлении энергосбережения, в том числе и тепловой энергии. Так, в принятом в текущем году законе «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» указано, что с 1 июля 2012 года потребители тепловой энергии переходят на дифференцированные тарифы, в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. При этом для физических лиц, у которых отсутствуют приборы учета тепла, повышение тарифа составит 20% от отпускной цены, для юридических лиц – 50%. Установив же теплосчетчик, потребители смогут регулировать тепло в своих домах не только путем уменьшения потребления тепловой энергии, но и будут заинтересованы проводить энергосберегающие мероприятия в своем жилье для того, чтобы сократить расходы на отопление. Кроме того, сокращение потерь тепла – это и сокращение выработки тепловой энергии на станциях, и, соответственно, снижение вредных выбросов в атмосферу.

Поскольку тепло является социально значимым продуктом, соответственно, модернизация и реконструкция тепловых сетей – еще одна платформа для государственно-частного партнерства. И здесь следует напомнить, что действующая на современном этапе программа «тариф в обмен на инвестиции» в сфере электроэнергетики уже показала свою эффективность и возможность применения в других сферах, в том числе и в теплоснабжении.

- Каким образом государство в настоящее время регулирует деятельность теплопередающих организаций?

- В Казахстане отсутствует государственное ведомство, ответственное за состояние, техническую политику и развитие систем теплоснабжения. Учитывая критическое положение дел в отрасли, необходимо определить единый госорган, уполномоченный в данном вопросе в срочном порядке. Принимая во внимание характер задач, возможным вариантом является создание соответствующего комитета или департамента в структуре МИНТ РК по образцу и подобию существующего департамента электроэнергетики. Организованное ведомство должно провести полномасштабное обследование состояния инженерных сетей и объектов всей системы теплоснабжения Казахстана с разбивкой на группы, с определением технического и экономического состояния, выявлением проблем, требующих решения со стороны государства. На основании подобного исследования следует разработать Стратегию развития теплоснабжения Республики Казахстан, которая задаст основные параметры модернизации и развития систем теплоснабжения.

Основным механизмом развития системы централизованного теплоснабжения может стать модель государственно-частного партнерства с применением системы среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государством и частными инвесторами по предоставлению финансирования для модернизации и реконструкции системы теплоснабжения Казахстана. Также необходимо определить права и ответственность всех участников данной системы - операторов сетей, местных исполнительных органов, Агентства регулирования естественных монополий РК как органа, который ответственен за тарифообразование в отрасли.

Порядок взаимодействия возможно представить в законе РК «О теплоснабжении». Когда законодательно будут утверждены правила функционирования системы централизованного теплоснабжения, тогда можно будет говорить о привлечении инвесторов в этот сектор. Кстати, соответствующий законопроект разработан Казахстанской электроэнергетической ассоциацией (КЭА) более 3 лет назад и внесен на рассмотрение в государственные органы. И находится все эти годы без движения. В климатических условиях Казахстана, где отопительный сезон длится на большей части территории в течение 6,5-7 месяцев, отсутствие закона «О теплоснабжении» во многом и определило возникновение проблем в отрасли. «Час икс» пробил, и система централизованного теплоснабжения уже подает тревожные сигналы. За два последних отопительных сезона были допущены срывы в Семее, Приозерске, Курчатове. Крупные аварии на коммунальных сетях произошли в Алматы, Павлодаре и Усть-Каменогорске.

Необходимость безотлагательного проведения системных реформ в отрасли очевидна, дальнейшее бездействие может привести к необратимому упадку всей системы централизованного теплоснабжения городов РК.

Источник: газета «Известия-Казахстан»