На днях мажилис парламента РК одобрил в первом чтении поправки, регламентирующие новые правила взаимоотношений государства и производителей электроэнергии. К моменту принятия из законопроекта по инициативе экспертов были убраны штрафы за отсутствие запаса топлива, сняты: контроль за экспортно-импортной деятельностью и требования о приоритетной продаже в регионах. Однако до сих пор у участников рынка правила игры «тарифы в обмен на инвестиции» вызывают сомнения: в законе не прописаны госгарантии на доходность от инвестиций, зато определены размеры штрафов за невыполнение инвест-планов.

Проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка» после бурных дискуссий перед первым чтением существенно изменился. В частности, эксперты негативно отнеслись к штрафам за отсутствие запасов топлива на пятнадцать и более суток для работы в осенне-зимних условиях и к госконтролю за внешнеэкономической деятельностью компаний. Депутаты пошли навстречу участникам рынка, и эти нормы из законопроекта были исключены.

Однако в блоке поправок, регламентирующих инвестиционную деятельность, пожелания энергетиков учтены не были. Так, если генераторы не выполнят свою инвест-программу или опубликуют некорректную информацию о ней, то будут оштрафованы (соответственно, на 10% от неиспользованных на инвестиции денег и 100–1000 МРП – в зависимости от размера бизнеса). Штраф также предусмотрен за неверные данные в отчетах по объемам производства и реализации электроэнергии и затратам на них (200–1500 МРП).

Проверять энергетиков правительство будет раз в квартал, но выносить предписания – только в конце года. И если в итоге выяснится, что энергокомпания свою программу не выполнила, она должна будет вернуть деньги, не использованные на реализацию инвест-проекта, потребителям. Если же полный их перечень установить невозможно, деньги будут возвращены за счет снижения тарифа.

Утверждать программу и корректировать ее будет уполномоченный орган в течение 30 дней. После этого он обязан либо подписать ее, либо отправить энергетикам – с объяснением причин отказа. Еще 30 дней отводится на то, чтобы согласовать программу с профильным ведомством (каким именно – на всякий случай не указывается) или акиматом.

Отказать в подписи госорганы могут из-за экономической неэффективности инвест-программы, отсутствия для нее источников финансирования или обосновывающих документов, а также ввиду предоставления недостоверной информации. Если программа так и не будет принята, генераторам придется продавать электроэнергию по цене 2008 года. Именно в такое положение рискует попасть американская AES, которая до сих пор не утвердила тарифы ни на прошлый, ни на нынешний год.

«Законопроект в нынешней редакции не содержит норм, которые бы гарантировали инвесторам возврат вложений. Что он принесет хорошего для генерирующих компаний – непонятно, так как остается неясность относительно получения прибыли: все выведено в подзаконные акты. А вот штрафы прописаны предельно четко. Это делает генерирующие мощности менее привлекательными. Те же банки или пенсионные фонды вряд ли будут вкладываться в проекты с неясной перспективой отдачи», – поделился с «Къ» директор по связям с госорганами AES Даулет Ахметов.

В наихудшем положении оказались как раз действующие собственники генерирующих мощностей, потому что они стали заложниками собственных вложений. «Но отношение к ним со стороны государства – это сигнал для будущих инвесторов. Они видят, чего им можно ждать лет через пять после запуска электростанций», – отметил г-н Ахметов.