10 ноября в 2 часа ночи в столице произошло возгорание кабельного канала на подстанции «Левобережная», которое обесточило часть административных зданий, офисов и домов, расположенных на левом берегу Нур-Султана.

Данная ситуация обнажила нерешенные системные проблемы в энергетической сфере страны и недостаточное внимание к развитию отрасли в целом.

В первую очередь, они обусловлены отсутствием инвестиционной привлекательности энергопредприятий. В тарифах, утверждаемых уполномоченными органами, для энергопредприятий исключается не только возможность наличия рентабельности, что служит основным источником их развития, но и возможность покрывать фактические затраты, необходимые на приобретение материалов, оборудования, текущие ремонты, выплаты заработной платы и пр. Ориентированность госорганов на социальную составляющую приводит зачастую в декларативному, искусственному занижению тарифов антимонопольными органами. Одним из примеров является, во многих случаях, необоснованное снижение тарифов по всей стране по итогам проверок прокуратуры в 2018 году, что приводит энергопредприятия к существенным убыткам и соответственно отражается на объёмах и качестве выполняемых работ в рамках инвестиционных программ и текущих ремонтов, а также на оттоке производственного персонала соответствующей квалификации, что и влечёт возникновение подобных аварийных ситуации.

На текущий момент, многие из принятых решений антимонопольных органов по снижению тарифов уже признаны незаконными судами различных инстанций.

Усугубляет ситуацию и отсутствие документа стратегического планирования в отношении долгосрочного развития энергетики. Продолжающееся недофинансирование отрасли не позволяет добиться снижения физического износа оборудования и сетей. Так, на текущий момент в северном регионе страны износ по электрическим сетям составляет порядка 70%, а по тепловым- 80%. При этом, направляемые инвестиции в отрасль позволяют только приостановить эти показатели, но никак не уменьшить.

Кроме того, существует проблема, связанная с ведомственными сетями и сетями, находящимися на балансе бюджетных организаций. Предусмотренная законом возможность передачи таких сетей в ведение РЭК не находит отражение в соответствующем росте тарифа на надлежащее обслуживание. Объем таких сетей значительный. К примеру, планируемый объем передаваемых сетей от акимата г. Нур-Султана в ведение АО «АСТАНА — РЭК» составляет порядка 122,8 млрд тенге до конца 2020 года.

Отсутствие профессионального управления вновь построенными сетями множит проблемы, связанные с хищениями цветного металла и сложного элетрооборудования. На сегодняшний день существуют так называемые «приемные пункты» цветного металла, которых не интересует законность поступаемого имущества.

Касательно генерирующих мощностей. Рынок мощности позиционировался как рынок инвестиций с целью сохранения и развития генерирующих мощностей. Но этого не произошло. Тариф на мощность был изначально определен в размере 700 тыс.тенге/МВтмесяц, но в ноябре 2018 года до проведения закупок мощности был директивно снижен на 15,7%. Снижение тарифа на мощность привело к уменьшению дохода электростанций на 10 млрд тенге. Установленный уровень тарифа на мощность ниже тарифа РФ в некоторых случаях в почти три раза — тариф для Сибирской зоны Российской Федерации, для ТЭЦ с вынужденной генерацией, составляет 1816,9 тенге тыс.тенге/МВтмесяц.

При предельной цене на электроэнергию в размере себестоимости (с 0% рентабельности), доходы не покрывают затраты станций и тем более не создают предпосылок для устойчивого развития отрасли. Для сравнения, согласно государственной статистике РФ, уровень рентабельности деятельности по производству, передачи и распределению электроэнергии составил за 6 месяцев 2019 года 14,07%. Кроме того, законодательством РФ (Правила расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат) предусматривается норма доходности инвестированного капитала в размере 14 %.

При этом, нерегулируемые отрасли, устанавливающие цену в рыночных условиях и обеспечивающие ресурсами генерирующие мощности, показывают несоразмерный рост стоимости составляющих производства энергии. Так, например, по сравнению с 2018 годом, увеличение затрат на топливо составило 7%, стоимость материалов и оборудования на 15%.

На ТЭЦ, работающих на угле, более 40% себестоимости отпускаемой энергии составляют стоимость закупки угля и тариф на его транспортировку. В период с 2009 по 2018 годы стоимость угля выросла в 2,1 раза, а тариф на его транспортировку — в 3,4 раза.

Перечисленные обстоятельства при сдерживании предельных тарифов электростанций ведут к значительным убыткам. Отсутствие субсидирования, четких технологических, технических требований к рынку мощности и его ресурсам напрямую сказывается на развитие отрасли энергетики в целом.

Действующий предельный тариф на мощность и электроэнергию не отражает фактические затраты электростанций и необходимый уровень прибыли. В том числе для сохранения кадрового потенциала отрасли, т.к. низкие зарплаты сопутствуют оттоку квалифицированного персонала в РФ, где оклады в аналогичном сегменте значительно больше.

Таким образом, введение тарифообразования с целью покрытия всех затрат, создание рыночных механизмов, привлечение инвестиций в отрасль позволит снизить вероятность таких аварий и системно решать проблемы в отрасли.

Источник: https://forbes.kz/process/energetics/blek-aut_v_stolitse_kak_sledstvie_sistemnyih_problem_energeticheskoy_otrasli/